В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, на сегодняшний день является актуальным вопрос специального подхода к коррекционному обучению особых образовательных потребностей детей с ранним детским аутизмом.
На первых занятиях никаких целей, кроме приучения ребенка к новому незнакомому месту, можно и не ставить. Это необходимо, потому что у детей с таким заболеванием часто возникают проблемы со сменой окружающей среды или с хаотичным пространством. Использую речевые формулы «Садись» «Встань «и т. д.
Обустроить пространство обучения отдельными определенными пунктами, т.е. обозначить границы где будет проходить деятельность, если разные виды деятельности — значит надо несколько вариантов иметь (коврики разной формы, цвета). Для переключения на другой вид деятельности использовать можно колокольчик.
Очень важно установить зрительный контакт. Если ребенок смотрит вам в глаза-это половина успеха, значит процесс пошел! Можно начинать обучение!
Если ребенок разрешил вам взять его за руки, погладить по голове, значит он принял вас в свой мир
Для установления зрительного и тактильного контакта я используют ритуалы приветствия и прощания: «Мы за руки возьмёмся, друг другу улыбнемся и скажем всем привет, привет! Или …Пока, пока!».
Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания, для отвлекания от стереотипного ритма. Включают музыкальные игры и переключают на основной вид деятельности.
Для выполнения заданий ребенку необходимо давать четкие инструкции, если он не принимает этих инструкций и правил, не навязывайте их насильно. Лучше присмотреться к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно.
Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости. Темп речи должен быть медленный, диапазон голоса спокойный, ровный, у детей, страдающих аутизмом чувствительные уши, но слишком громкий голос может только навредить.
Аутичный ребенок не может сам организовать свою учебную деятельность, но способен к обучению, как и дети, не страдающие этим заболеванием.
Уважаемые родители, имеющих детей с ранним детским аутизмом, приглашаем вас посетить отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, которое находится по адресу: г. Камень на-оби, ул. Терешковой 21а. У нас в отделении можно получить бесплатно консультативную и реабилитационную помощь.
Специалист по социальной работе Чашкова О.Н.