Вот и заканчивается еще один год. Каким он был? Разным – трудным и грустным, уносящим с собой самых близких и родных; счастливым и благостным, дарящим радость материнства и соединяющим семейные союзы; необычным, приучающим нас носить маски и не ходить в гости, а также переходить на новый формат работы – онлайн… И все же, каким бы он ни был, он заставляет нас в очередной раз подводить итоги.

В отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Филиала по Баевскому району также было много разных событий в этом году. Подводя итоги можно сказать следующее.

Социальное обслуживание на дому — одна из важнейших и востребованных форм социальной защиты пожилых людей, которая помогает продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный «социальный статус», защитить их права и законные интересы.

Основными задачами отделения в 2021 году были:

  • предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам возможности получать достаточное количество гарантированных государством социальных услуг для удовлетворения их основных жизненных потребностей;
  • соответствие социального обслуживания государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, включенных в федеральные перечни;
  • применение в работе основ правового регулирования в области социального обслуживания;
  • выполнение государственного задания в части оказания социальных услуг на дому.

В Филиале по Баевскому району работает 11 социальных работников. Численность обслуживаемых лиц на начало 2022 года составляет 103 человека, что на 4 человека больше в сравнении с 2020 годом.

Социальные работники посещают клиентов не менее 2-х раз в неделю по установленному графику и предоставляют им гарантированные социальные услуги. Самыми востребованными услугами являются — покупка продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, топка печи, доставка воды, приготовление пищи, оплата коммунальных услуг, выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья, психологическая помощь и поддержка, то есть то, что так необходимо для нормальной жизни людей, утративших способность самостоятельно себя обслуживать.

За 2021 год социальными работниками отделения социального обслуживания на дому обслужено 118 человек, что составляет 3,2% от общего числа пенсионеров по району (3708 чел. на 01.01.2020 г.).

В течение года на социальное обслуживание было принято 19 человек. Снято с социального обслуживания 16 человек. Основаниями для снятия послужило: умершие – 6 человек, переезд к родственникам – 3 человека, по заявлению – 6 человек (3 из них нуждаются в постоянном постороннем уходе по состоянию здоровья, 3 в связи с улучшением здоровья и отсутствием необходимости в посторонней помощи), перемена места жительства – 1 человек.

Среди  обслуживаемых  граждан  в  отделении   инвалиды составляют 23% (27 чел.) от общего числа обслуживаемых, из них I группа 2,5% (3 чел); II группа 7,6% (9 чел); III группа 5,9% (7 чел).

По социальному статусу клиентов отделения социального обслуживания на  дому можно разделить на 4 группы: одинокие 11 чел. (9,3%), одиноко проживающие 91 чел. (77%), одиноко проживающие супружеские пары 10 чел. (8,5%), одинокие супружеские пары 6 чел. (5,1%). Отсюда видно, что люди пенсионного возраста и инвалиды, утрачивая способность к самообслуживанию, вынуждены обращаться за помощью в центр социального обслуживания населения, даже имея детей, которые по морально-этическим законам обязаны ухаживать за немощными родителями.

Если рассматривать клиентов отделения по категориям, то мы увидим следующую картину – вдовы 1 чел., труженики тыла 1 чел., ветераны труда 44 чел., реабилитированные 4 чел., инвалиды 27 чел., дети войны 8 чел., без категории 33 чел.

Граждане пожилого возраста и инвалиды обслуживаются на договорной основе – на бесплатных (57 чел.), платных (17 чел.) и частично оплачиваемых (44 чел.) условиях. Анализ условий оплаты социальных услуг в процентном соотношении показывает, что социальные услуги, предоставляемые на дому на условиях полной и частичной оплаты, составляют 51,7% от всего объёма предоставляемых социальных услуг. Данный показатель говорит об улучшении социально-экономического положения и уровня жизни обслуживаемых пенсионеров и инвалидов, росте реальных доходов по отношению к официальному прожиточному минимуму.

На одного обслуживаемого за год приходится в среднем 424 услуги, в месяц – 35 услуг. Средняя нагрузка социального работника составляет 9-10 человек.

В отделении были проведены выезды с целью информирования граждан пожилого возраста и инвалидов об услугах, оказываемых Филиалом комплексного центра, проверки качества социального обслуживания. Реализация мероприятий в разделе «Профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании» было составлено 38 актов обследования жилищно-бытовых условий. 6 клиентов из выявленных граждан заключили договоры на предоставление услуг.

В разделе «Организация и проведение культурно-массовых, социально значимых мероприятий в сфере социальной защиты» были проведены как дистанционные, так и очные мероприятия.

В марте клиенты отделения поздравляли своих социальных работников и друг друга с международным женским днем, а в апреле участвовали в онлайн-челлендже «Самоизоляциядомавесело». Одновременно социальные работники проводили разъяснительную работу с клиентами по соблюдению мер безопасности и санитарно-эпидемиологических правил в период пандемии коронавирусной инфекции.

В мае социальные работники поздравляли клиентов с Днем Победы открытками, изготовленными детьми Баевской начальной школы. Клиентам, имеющим статус «дети войны» и «ветеран ВОВ», волонтеры вручали настенные календари. В июне в канун Дня социального работника наши подопечные писали благодарственные письма и поздравительные открытки своим помощницам и руководству центра.

В период месячника пожилого человека социальные работники оказывали клиентам услуги, не входящие в основной перечень услуг, предоставляемых в рамках индивидуальной программы (уборка мест захоронения родственников, засолка овощей, уборка придомовой территории, проведение ремонта жилых помещений). Ко дню Матери был проведен очередной челендж «Показ от сердца и души о том, как мамы хороши». В социальной сети Инстаграмм были размещены фото наших клиенток, мам со своими уже повзрослевшими детьми. В декаду инвалидов парикмахеры села Баево оказывали бесплатные услуги нашим клиентам. Ведь опрятный и ухоженный внешний вид  один из залогов отличного настроения. К сожалению новый вирус внес свои коррективы в нашу работу и практически все мероприятия проводились в формате онлайн, дабы избежать распространения этой инфекции и обезопасить наших клиентов.

Самим социальным работникам постоянно оказывается методическая помощь, проводится контроль качества и объемов их работы, а также планерные совещания и методические учебы.

Подводя итог работы в 2021 году, можно сказать о том, что цели и задачи, поставленные перед коллективом Филиала Комплексного центра, выполнены в полном объеме. Замечаний, жалоб и претензий со стороны клиентов по качеству предоставляемых услуг не поступало.

О нашей работе можно говорить очень много. И это не все, что хотелось бы рассказать о своих коллегах. У всех много функций и обязанностей. Но выполняют они их, прежде всего, из чувства сострадания, желания прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. В нашей работе нет случайных людей. Ведь здесь требуется неустанный физический труд, знание человеческой психологии. И, конечно же, надо иметь большое сердце и добрую душу, потому как именно от соцработника во многом зависит судьба человека. Поэтому все мои коллеги квалифицированные специалисты, достойные большого уважения. И не секрет, что для многих одиноких и немощных стариков, инвалидов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию работники социальной службы, часто становятся самыми близкими, самыми дорогими, почти родными людьми.

От всей души хочется поздравить всех своих коллег и клиентов Филиала по Баевскому району с наступающим Новым годом. Пусть все плохое останется в году уходящем. А новый год подарит вам повод для улыбок, радости и счастья. Здоровья вам всем, долголетия и благополучия. Любите и будьте любимы! Пусть всё, что вы планировали, обязательно сбудется: всё то, что хотели начать, – начнется, а что хотели закончить – закончится. Пусть в следующем году мы все станем счастливее, добрее и внимательнее к окружающим нас людям, а мир откроет нам новые двери!