Раннее детство – очень короткий и важный период в жизни ребенка. Значительное количество современных детей до трех лет находятся в зоне риска – условиях неблагополучного психического, социального, нервно-психического развития. Именно в этот период развитие ребенка непосредственно зависит от социальных условий его жизни. В первые три года жизни дети научится тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Все мы хорошо знаем, насколько трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению, осознал требования воспитателей, понял все правила жизни в детском коллективе. Всёму этому, учатся дети, поэтапно, постепенно. Именно для такой цели в наш центр приходят дети от 1 года до 3 лет. Здесь для них организована игровая комната с элементами комнаты Монтессори-педагогики. Вместе с мамами дети учатся не бояться учреждения, чужих людей, учатся играть, общаться и другим навыкам, нужным для жизни и общения в стенах детского сада.
Адаптация проходит в несколько этапов: на первом этапе детки учатся здороваться, общаться с взрослыми и сверстниками (знакомство, формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым, сверстниками). Второй этап — это этап освоения новых видов занятий, изучение игрового пространства (формирование ориентировок в игровой среде). Третий этап направлен на формирование положительных контактов с ровесниками, развитие коммуникативных навыков (учимся играть с другими детками). Четвертый — на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности. Здесь дети учатся самостоятельно выбирать для себя игрушки, обращаться с ними, класть их на место.
Целью нашей совместной работы является развитие навыков игрового взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, содействие адаптации детей, создание у них чувства принадлежности к группе, позитивного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков, самостоятельности.
В ходе занятий специалист и мамы детей оказывают содействие в выработке новых навыков деятельности у детей в условиях учреждения. Вовлекают детей в игровое и речевое взаимодействие. Способствуют профилактике и торможению отрицательных эмоций. Формируют у детей позитивный настрой от общения со сверстниками и занятий творчеством. С большим удовольствием и дети и мамы занимаются творчеством (рисование, лепка, аппликация), принимают активное участие в занятиях по логоритмике.
По окончанию адаптации дети с радостью и хорошим настроением идут в детский сад, период адаптации у них проходит гораздо легче, они быстрее привыкают к воспитателям, детскому саду, к другим детям.
Специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями приглашают семьи, воспитываюшие детей от 1 года до 3 лет на занятия в группу раннего развития.